НАПИСАТЬ ПИСЬМО ПРИГЛАСИТЬ НА ВЫСТУПЛЕНИЕ
Любовь за деньги
18 Февраля 2014

Многие предприниматели, включая меня, использовали низкую самооценку как главный драйвер, когда строили свои компании. И сейчас они фокусируются на том, что делают хорошие вещи для других людей, доказывая свою дееспособность, пытаясь заслужить любовь и признание. Действительно, желание доказать, что ты на что-то способен, само по себе является мощным драйвером. Оно компенсирует какие-то обиды. Ничего фундаментально плохого в этом подходе нет, это нормально. Понятно, что если мы покупаем товар и позволяем заработать, мы кому-то приятны в этот момент. Но следует понимать: если  побудителем является  низкая самооценка, то такой подход вынуждает это делать постоянно и редко приносит долговременную радость. Ведь в своей самооценке мы привязываемся к мнению других людей – сотрудников и клиентов.  Любовь  и признание людей длится ровно столько, сколько длится получение благ. Мое личное открытие заключается в том, что наше самочувствие может никак не зависеть от результатов нашего бизнеса. Хорошая новость — мы можем работать над тем, чтобы управлять своими чувствами, и параллельно находить другие, более приятные и долгосрочные драйверы для развития своего бизнеса.


Почему это  важно? Потому что мы так устроены: если что-то не приносит нам радости, то нам больше не хочется этим заниматься. Предприниматель, занимающийся бизнесом без радости, рано или поздно теряет интерес. Так часто происходит именно в моменты расцвета бизнеса, когда предприниматель «сбегает в Гималаи» или ударяется в религию. Казалось бы, самое время продолжать развивать бизнес – но нет, истинные цели были другие, а «платить за любовь» надоедает.  Что мы слышим от предпринимателей? «Ну, мне просто повезло». «Подумаешь, оборот $100 млн — вот корпорация Х достигла 300 млрд». «Мы могли бы сделать лучше»... Я предлагаю, во-первых, научиться радоваться без обусловленности, по собственному выбору (например, как радуются дети), во-вторых, заниматься серьезно своим состоянием и самоощущением (например, научиться испытывать гордость за свои достижения), и в-третьих, выбирать бизнес-цели исходя из того, чего вы хотите добиться именно как бизнесмен. Не стоит  заниматься бизнесом ради того, чтобы заслужить любовь и признание — это совершенно отдельная задача – серьезная и большая, но не требующая создания компании.


Когда мы переносим такие личностные вещи на бизнес, они вольно или невольно становятся частью нашей HR-политики: в компании остаются и продвигаются те люди, которые позволяют нам почувствовать любовь и признание, а не те, кто больше и лучше обслуживает клиентов. Предприниматель получает иллюзию семьи, но в первой же трудной ситуации убеждается, что 99% сотрудников не готовы вести себя как члены семьи и мириться с тяготами и лишениями. Аналогично и с выбором отрасли – она подсознательно может быть выбрана не по признаку максимальной прибыли, а по тому, насколько там много будет получено признания.


В компаниях, которые гордятся своей «семейной» корпоративной культурой, обычно собираются люди, которые хотят поиграть в семью, но не готовы брать на себя ответственность. Самое печальное — когда создание видимости семейной жизни заменяет работу. Предпринимателю, возможно, кажется, что он занимается формированием выдающейся корпоративной культуры и ради этого можно временно пожертвовать продуктивностью, но культура, в которой отношения ставятся выше результатов, по определению неконкурентоспособна. Тему корпоративной культуры и мой опыт в ее построении я раскрою в статье "о корпоративной культуре"