НАПИСАТЬ ПИСЬМО ПРИГЛАСИТЬ НА ВЫСТУПЛЕНИЕ
Зачем любить себя в кризис
12 Мая 2009

 Знакома ли вам ситуация, когда старая бизнес-модель перестает работать, а новая еще не появилась? Со мной это происходило неоднократно, и, уверен, произойдет еще не раз — так уж устроен мир. Вспомните о том, что лишь одна из компаний, включенных в индекс Доу-Джонса в 1896 году (когда этот индекс начал составляться), по-прежнему присутствует в нем в 2013 году — это General Electric. Притом за это время из производителя электротехнической продукции она превратилась в холдинг, владеющий банком, телеканалом и другими разнородными активами. Примеров компаний, которые не сумели приспособиться к переменам — множество, а уникумов, подобных GE – единицы. Поэтому к возникающим периодически трудностям, падению спроса и оборотов я предпочитаю относиться как к неизбежности.

 

Нет ни одного бизнеса, который рано или поздно не перестал бы работать по заведенной модели. Даже если непрестанно заботиться о поддержании здорового духа внутри компании, всегда найдутся внешние причины, подрывающие ее жизнеспособность. Например, изменение спроса: товар, который пользовался спросом вчера, сегодня никому не нужен. Другой фактор — ценовая конкуренция: пока норма прибыли в отрасли высока, будут находиться желающие предложить аналоги вашей продукции дешевле. Еще одна очевидная причина — государственное регулирование, изменения в законодательстве, которые могут привести к коллапсу целой отрасли.

Столкнувшись с трудностями подобного рода, никто заранее не знает, как надо меняться. Иногда нужно любой ценой продержаться, сохранить бизнес в сложные для отрасли времена, когда конкуренты один за другим выбывают из игры. В другой ситуации самое верное решение — как можно скорее все бросить и начать заново с нуля. В период перемен все  слишком непредсказуемо. Поэтому, чем меньше неопределенности будет в жизни предпринимателя, тем лучше. В поисках определенности стоит вернуться к основам. Одна из таких основ — семья. Вместо того, чтобы возводить стену между собой и близкими, ссылаясь на то, что бизнес отнимает все силы и требует полного сосредоточения, следует искать в семье источник стабильности, поддержки и позитива. Таким образом семья оказывается вне зоны происходящих перемен. Многие предприниматели, которых я знаю, в кризис получили кроме проблем в бизнесе еще и обострение проблем в семье. Согласитесь, преодолеть трудности бизнеса будет проще, если не придется тратить энергию на решение семейных неурядиц и страдать от потери контакта с близкими (в отношении друзей это также справедливо).

Обращаясь к основам, нельзя забывать про личность владельца бизнеса. В частном предприятии главный актив — это хозяин. Именно он, благодаря своим особым качествам, смог построить компанию. Ему понадобятся те же самые качества, чтобы вытащить ее из кризиса и возродить.

В трудные времена владелец часто жертвует собой, полагая, что именно так надлежит вести себя, чтобы выглядеть пристойно в глазах сотрудников и  окружающих. Для большинства предпринимателей снижение доходов является болезненным ударом по их самолюбию. Во время кризиса доходы компании падают,  работать приходится интенсивнее. Нагружая сотрудников больше, чем прежде, владелец испытывает чувство вины и пытается продемонстрировать, что ему приходится еще труднее, что он выкладывается больше остальных. Просиживая в офисе день и ночь, он может заслужить некоторое уважение подчиненных. Но какую пользу это принесет? Уважение не компенсирует издержки работы в кризис: больше нагрузки и ответственности на фоне сокращения доходов. Компенсация происходит только в  сознании предпринимателя, но не окружающих. Устает владелец или нет — это не по большому счету не влияет на интересы сотрудников. Однако цена такого поведения очень высока: предприниматель выматывается именно тогда, когда ему необходимо иметь резерв сил и незамутненное сознание для того, чтобы оценивать ситуацию в компании без обусловленности и принимать смелые решения. Если все ресурсы уходят на выживание и попытки успокоить свое чувство вины или спасти свой имидж, то шансы на совершение прорыва тают. Приступ трудоголизма — верный признак того, что вы находитесь в состоянии защиты, а не обучения новому. В кризис же следует хвататься за любую возможность расширить свой кругозор: проходить обучение, встречаться с новыми людьми, путешествовать — это дает возможность посмотреть на бизнес под другим углом.

Если вам дорог свой бизнес, обращайте повышенное внимание на собственное физическое здоровье. Помню, как в 1998 году я жил в состоянии стресса, накапливая в теле напряжение. Но вместо того, чтобы пойти на массаж, в спортзал или спа, я нагружал себя работой еще больше, полагая, что «сейчас не до того». Это была грубая ошибка: именно в сложные моменты нужно любить себя и заботиться о своем теле. Со временем я осознал, что у меня лучше всего получается преодолевать трудности в состоянии отчаянного куража и с любовью к себе. Любовь к себе не следует понимать как нарциссизм — научитесь любить себя хотя бы как незаменимый ресурс, без которого невозможна трансформация компании, и которому, следовательно, необходимо создать комфортные условия.